ЗАРУБЕЖНОЕ КОРЕЕВЕДЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГЛОБАЛЬНОМУ ГРАЖДАНСТВУ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2025.3.290Ключевые слова:
корееведение, Центральная Азия, глобальное гражданство, образовательная политика, Корейская волнаАннотация
В данной статье рассматривается, как программы зарубежного корееведения в Центральной Азии функционируют в качестве инструмента формирования глобального гражданства, с выявлением их ключевых преимуществ, ограничений и политических последствий. На основе анализа литературы и данных опроса преподавателей, входящих в Ассоциацию преподавателей корееведения Центральной Азии, установлено, что курсы по корейскому обществу, истории и политике часто строятся вокруг глобальных тем – прав человека, образования для устойчивого развития и образования ради благополучия – тем самым способствуя формированию компетенций, связанных с глобальным гражданством. Результаты показывают, что преподаватели демонстрируют высокий педагогический энтузиазм в развитии транснационального сознания студентов, однако сталкиваются с системными барьерами: нехваткой учебных материалов, отражающих международные тенденции, узостью учебных программ с чрезмерным акцентом на язык и популярную культуру, а также недостатком кадров с докторской подготовкой по корееведению. Эти пробелы могут привести к формированию учебных программ, которые отдают предпочтение культурному потреблению в ущерб критическим и сравнительным исследованиям, что особенно актуализируется в академических дебатах о феномене «Корейской волны» и ее политических истоках. Цифровые гуманитарные науки и онлайн-архивы определяются как практические пути расширения доступа к ресурсам и развития сравнительных исследовательских возможностей в регионе, предлагая методологические инструменты для преодоления инфраструктурных ограничений. Автор утверждает, что необходимы согласованные политические стратегии, связывающие учебные темы с национальными и институциональными образовательными приоритетами, инвестиции в развитие кадров высшей квалификации, а также создание междисциплинарных модулей, рассматривающих Корею в широком азиатском и глобальном контексте, с учетом эпистемологических рисков, таких как псевдоисторические нарративы. Реализация данных мер позволит укрепить устойчивость зарубежного корееведения и повысить его педагогическую ценность как платформы глобального гражданского образования в Центральной Азии.