АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПЕРСИДСКОМ ЯЗЫКЕ, ПОСВЯЩЁННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2025.3.327Аннотация
Абу Наср аль-Фараби – выдающийся мыслитель, оставивший значимое наследие в истории исламской философии и являющийся одним из ярких представителей духовного наследия тюркских народов. В своё время он заложил теоретические основы во многих сферах, включая образование, этику, общественное устройство и государственное управление.
Рассмотрение образования и воспитания как основополагающих средств достижения человеческого совершенства отражает антропоцентрическую направленность философской системы аль-Фараби. По его мнению, человек способен достичь уровня «Совершенного человека» (الإنسان الكامل – al-Insān al-Kāmil) посредством развития разума, мудрости, а также теоретических и практических добродетелей.
Идеи, изложенные в сохранившихся трактатах аль-Фараби, особенно в тех, что посвящены обучению, воспитанию и педагогике, получили широкое освещение в научной литературе на арабском, персидском и турецком языках. Особенно значительный интерес к наследию аль-Фараби наблюдается в Иране. Это объясняется, в частности, тем, что часть своей жизни мыслитель провёл на территории современного Ирана, а также тем, что в стране сохраняются многие его рукописи, написанные на арабском и персидском языках. Кроме того, иранское интеллектуальное сообщество активно занимается изучением его философской системы, уделяя особое внимание вопросам образования.
Цель данной научной статьи – систематически проанализировать научные публикации на персидском языке, посвящённые вопросам образования и педагогики, с целью выявления способов осмысления и интерпретации философии образования аль-Фараби. В рамках исследования также рассматриваются методологические подходы и академические стандарты иранских научных работ, а также оценивается их вклад в развитие отечественного философского знания.