ГИБРИДНОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЕГИПЕТ, ПАЛЕСТИНА, АЛЖИР
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2025.3.36Ключевые слова:
гибридность, постколониальная идентичность, современная арабская литература, Египет, Палестина, Алжир, социальное исключение, культурная фрагментацияАннотация
В данной статье исследуется феномен гибридности в современной арабской литературе на основе сравнительного анализа египетских, палестинских и алжирских текстов. Цель исследования — определить, как гибридность влияет на формирование национальной идентичности в постколониальных арабских обществах и служит ли она пространством культурных переговоров или, напротив, механизмом системного исключения. Актуальность работы заключается в том, что она ставит под сомнение доминирующее постколониальное представление о гибридности как об изначально освобождающем процессе.
Научная новизна состоит в сравнительном подходе, позволяющем анализировать репрезентации гибридности в трёх различных арабских регионах в рамках единой теоретической модели. В статье предложен новый взгляд на функционирование гибридности в произведениях Алаа аль-Асуани (Здание Якобяна), Ибтисам Азем (Похититель сна), Саида Кашуа (Танцующие арабы), Камеля Дауда (Расследование Мерсо) и Нины Бурауи (Сорванец).
Основная задача исследования — выявить проявления гибридности в выбранных текстах и оценить их влияние на конструирование современной арабской идентичности. Практическая значимость работы заключается в её вкладе в развитие постколониальных литературоведческих исследований и в расширении научного дискурса о формировании арабской идентичности.
Методология исследования основана на сравнительном литературном анализе с использованием постколониальной теории. В качестве теоретической базы использованы труды Хоми Бхабхи, Стюарта Холла и Чарльза Тейлора. Эти концепции позволяют исследовать гибридность, процессы идентификационного выбора и борьбу за культурное признание.
Проведённый анализ показывает, что гибридность в современной арабской литературе зачастую приводит не к культурному синтезу, а к социальной фрагментации, психологической дезориентации и устойчивому исключению. В египетском, палестинском и алжирском контекстах гибридность отражает неразрешённые противоречия между колониальной памятью, глобализацией и поиском чувства принадлежности. В исследуемых произведениях гибридность предстает не как итоговое решение, а как постоянный и зачастую болезненный процесс идентификационного поиска.
Ключевые слова: гибридность, постколониальная идентичность, современная арабская литература, Египет, Палестина, Алжир, социальное исключение, культурная фрагментация.