ЗНАЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ЯСАВИ И ЕГО МЮРИДАХ В ТРУДЕ АЛИШЕРА НАВОИ «НАСАИМ АЛЬ-МУХАББАТ МИН ШАМАИМ АЛЬ-ФУТУВАТ»
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2025.3.211Ключевые слова:
Navoi, Yasawi, hagiography, tazkire, source, literature, written monument, spiritual heritageАннотация
Сведения о духовном наследии и последователях Ахмеда Ясави можно найти в различных письменных памятниках. Важно изучать эти реликвии, написанные в разных жанрах, таких как табакат, тазкире, манакибнама и рисала, и проверять подлинность содержащихся в них данных. Некоторые средневековые памятники, написанные на персидском и тюркском языках, содержат новую информацию, при этом информация, имевшаяся в одном памятнике, повторяется в той же форме в следующем памятнике. Дошедшие до нас письменные памятники датируются XIII-XX веками. Одним из таких письменных памятников является произведение Алишера Навои «Насаим аль-мухаббат мин шамаим аль-футуват». Он изучал дошедшие до него агиографические произведения на арабском и персидском языках и стремился включить в свои труды религиозных просветителей тюркского происхождения, которые в них не были включены. В результате было написано произведение, наиболее наполненное религиозными просветителями из тюркского мира. В этом памятнике содержится сведений о Ясави и его учениках, таких как Хаким Ата, Исмаил Ата, Исхак Ата, Садр Ата, Темирши Ата, Кылышты Ата, которая не вошла в тазикри персидских поэтов (Аттар, Джами). В этом произведении Навои постарался охватить как можно больше представителей духовной школы (ордена) Яссауи, предоставив краткие сведения о святых и мессиях из Хорасана, Мавераннахра и Дешт-и-Кипчака. Он также обратил внимание на духовное братство между орденами (ясавийя-кубравийя, ясавийя-накишбандия), предоставив биографические сведения о некоторых религиозных деятелях. В данной статье автор представляет свои выводы о самобытности произведения Навои и значимости содержащихся в нем данных для в области ясавиведения. Он обращает внимание на подлинность некоторых изложенных в нем данных.