СОВЕРШЕНСТВО В ФИЛОСОФИИ И СУФИЗМЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ОБЩИЕ МОТИВЫ И КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2025.2.341Ключевые слова:
совершенный человек, инсан камиль, суфизм, философия, идеал, типологияАннотация
В статье рассматривается феномен совершенства в философских и суфийских учениях, его типологические особенности и общие мотивы. Новизна исследования заключается в сравнительном анализе концепции «совершенного человека» в философских и мистических традициях, отражающих сущность человека и его духовное развитие. Цель статьи — выявить историко-духовную преемственность, различия и перекрестные влияния между представлениями о совершенстве в классическом исламском суфизме и мировых философских школах. К задачам исследования относится изучение типологических характеристик и общих мотивов концепции «совершенного человека» в философии и суфизме, а также определение её места в системе современных духовно-нравственных ценностей. В статье проводится сопоставление концепции «инсан камиль» в суфийской традиции с моделью идеального человека в философской антропологии на основе таких категорий, как духовный опыт, самопознание, этическое совершенство и онтологическое развитие. В процессе исследования применялись методы содержательно-типологического, герменевтического и сравнительного анализа. В результате показана значимость и философская глубина идеи совершенного человека в суфизме и философии как основы формирования универсальных духовно-нравственных ценностей.