МРАМОРНЫЙ РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД ЭПОХИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ИЗ ГОРОДИЩА МИЗДАХКАН. ЭПИГРАФИКА И СЕМАНТИКА УЗОРОВ
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2024.3.354Ключевые слова:
Городище Миздахкан, ритуальный сосуд, эпиграфика, суфийская эзотерика, семантика декора, зикр.Аннотация
В этой статье исследуется эпиграфика и декорация, которые выгравированы на ритуальном сосуде из мрамора, найденного в 1938 году на городище Миздахкан (Республика Каракалпакстан). Сосуд изготовлен в 722/1322 году и приходится на золотоордынскую эпоху, когда заброшенное городище Миздахкан превратилось в храмовый центр братства «Сулайманийа». В статье приведено полное чтение сохранившихся надписей ритуального сосуда и впервые предложен подробный анализ семантики сложного узора на нем, имея в виду, что это отнюдь не случайный набор геометрических фигур, вписанных друг в друга. Схематическое изображение особых «субтильных точек» (лата’иф) в теле человека, связанных с зикром (медитацией), часто встречается в рукописных источниках. Однако крайне редко артефакты, связанные с суфийскими ритуалами, крайне редко становятся предметами семантических анализов. В этой статье мы предложили анализ сложной семантики узора на упомянутом сосуде. Мы пришли к заключению, что двух- трехуровневые комбинации геометрических узоров сосуда связаны с графическим изображением способов зикра и сложных ритуальных медитаций (муракаба), принятых у суфиев Кубравийа. Результаты анализов (включая данные источников) дают основание предполагать, что мастер сознательно выбрал столь замысловатый и не повторяющийся вид декора на изготовленном им сосуде, поскольку хорошо был знаком с ритуальной традицией Кубравийа и вполне возможно сам практиковал зикр.