ЯПОНИИ В XXI ВЕКЕ - ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.63051/kos.2023.1.83Ключевые слова:
Япония, США, Китай, Центральная Азия, Казахстан, внешняя политика, премьер-министр, дипломатия, национальная безопасность, пацифизм, региональное сотрудничество, стратегическое партнерствоАннотация
В статье приводится анализ политических концепций премьер-министров Японии, начиная с проамериканской политики Дзюнъитиро Коидзуми, чьи действия способствовали участию Японии в антитеррористических операциях в Афганистане и Ираке, а также привели к осложнениям в отношениях с Китаем и Южной Кореей. Синдзо Абэ укрепил японо-американский альянс и придал большое значение азиатской стратегической дипломатии; Ясуо Фукуда уделял особое внимание интеграции в Тихоокеанском регионе; Таро Асо проводил ценностно-ориентированную дипломатию; Юкио Хатояма предложил идею «братской политической философии», основанную на сотрудничестве и многополярности; Наото Кан и Ёсихико Нода продолжали политику укрепления альянса с США и уравновешивания отношений с региональными актерами. Второй срок Синдзо Абэ ознаменовался стремлением Японии к возрождению как ведущей державы мира и пересмотру пацифистских статей конституции. Стратегия национальной безопасности Суга Ёсихидэ характеризовалась укреплением связей с США и акцентом на экологических вопросах. Действующий премьер Кисида Фумио продолжает эту линию, однако сталкивается с новыми вызовами, такими как пандемия Covid-19 и тектонические сдвиги в мировой геополитике.
Несмотря на изменения в политических концепциях, внешняя политика Японии сохраняет стабильность, особенно в отношении союза с США, взаимоотношений с Китаем и внимания к Центральной Азии и Казахстану. Япония остается важным и стабильным партнером для стран Центральной Азии, стремясь к укреплению торгово-экономических связей и реагируя на новые глобальные и региональные вызовы.